Amds-food.ru

Здоровый образ Жизни
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спортивная гимнастика с лентой

Метод. материал доп. образования в школе «уроки ритмики с гимнастической лентой»

Уроки художественной гимнастики для девушек

Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Динамичность упражнений способствует улучшению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство, развивают мягкость, грациозность и плавность.

Спорт и искусство

Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся. Зрелищность упражнений: четкость и ритмичность действий, красочность предметов и костюмов, а также эмоциональная выразительность движений – развивает чувство прекрасного.

Особенностью методики занятий художественной гимнастикой является вовлечение занимающихся в творческий процесс, помощь в проявлении эмоциональных переживаний при выполнении упражнений, в самостоятельном составлении различных комбинаций с различными предметами и без них.

На уроках гимнастики в 10–11-х классах целесообразно проводить занятия с лентами. На первом уроке педагог объясняет девушкам, как изготовить ленту, подобрать цвет, стараясь сразу же заинтересовать своих учениц, показывает танец с лентой под музыку и объясняет, что в процессе обучения они научатся всем движениям с лентой и этому танцу.

Девушки с огромным желанием и интересом занимаются на таких уроках, совершенствуя изученные элементы с лентами: махи, круги, змейки, спирали, восьмерки. Параллельно идет обучение групповому танцу, где ученицам предлагается задание – составить и разучить свой индивидуальный или парный танец. На зачетном уроке девушки демонстрируют и общий танец, и индивидуальный. Получается великолепное шоу. Девушки подходят к составлению своих индивидуальных танцев с интересом и вдохновением.

Занятия с лентами необходимо включать в программу гимнастики, так как они необычайно красивы, элегантны, музыкальны, эстетичны. Танцы с лентами можно включать в спортивные мероприятия как показательные выступления.

В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются.

Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски.

Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью. В больших кругах амплитуда движения в плечевом суставе должна быть максимальной, так как ее сокращение ведет к нарушению плоскости полета ленты.

1) Большие махи в лицевой плоскости

1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.
1–2 – мах правой влево-вниз. Лента проходит перед носками с касанием пола;
3–4 – то же вправо.
2. И.п. – то же.
1–2 – мах влево-вверх (см. рис. 1);
3–4 – мах вправо-вверх.

Махи вверх выполняются прямой рукой без касания лентой пола. На махе правой рукой влево-вверх в конце движения кисть сгибается в сторону полета ленты, локоть слегка округляется. Мах в обратном направлении следует начинать, когда конец ленты мелькнет у левого плеча.

3. И.п. – то же.
1–2 – выпад левой рукой влево, мах влево-вверх;
3–4 – приставить левую руку к правой, мах вправо-вверх;

5–6 – то же, что на счет 1–2, но с передачей ленты в левую руку;
7–8 – приставить левую руку к правой, развести их в стороны;
9–16 – то же другой рукой и в другую сторону.

2) Махи в боковой плоскости

1. И.п. – рука с лентой сзади.
1–2 – мах лентой вперед-вверх (см. рис. 2);
3–4 – мах лентой назад-вниз. Лента касается пола, проходя рядом со ступней, ноги во время махов пружинят. Мах лентой в обратном направлении сверху вниз следует начинать, когда конец ленты мелькнет перед глазами.
2. То же – на шагах вперед и назад, с передачей ленты за спиной в другую руку.

Читать еще:  Гимнастика для начинающих дома

3) Горизонтальные махи выполняются энергично, без рывка широким, ровным движением. Их рекомендуется изучать после махов в лицевой и боковой плоскостях.

1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке, которая отводится вперед. Мах лентой влево на уровне плеч, локоть слегка сгибается. Обратное движение вправо выполняется прямой рукой (см. рис. 3).
2. То же с шагом влево и вправо. Свободную ногу – в сторону на носок.

4) Круги лентой. Круги в лицевой плоскости лентой, так же как и махи, делаются вверх и вниз; лента проходит перед носками. При выполнении круга лентой внутрь не следует сгибать локоть.

Круги в боковой плоскости (см. рис. 4). Выполнение больших боковых кругов требует хорошей подвижности плечевого сустава. При отведении руки назад плечи следует повернуть в сторону руки. Боковые круги можно сочетать с махом, продолжающим движение круга.

Горизонтальные круги над головой (см. рис. 5) выполняются влево и вправо с небольшим сгибанием руки в локте. Палка за головой должна быть в горизонтальном положении.

Змейки бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. Ввертикальной змейке (см. рис. 6) зубцы обращены вверх, а в горизонтальной(см. рис. 7) – в стороны. Змейки выполняются движением в лучезапястном суставе, локоть слегка согнут, хват палочки свободный. При напряженной кисти змейки получаются слишком крупные и неровные. В вертикальной змейке кисть, обращенная ладонью вниз, быстро сгибается вверх и вниз, а в горизонтальной – сгибается влево и вправо ладонью внутрь. При длине ленты 5 м надо добиваться образования четырех зубцов высотой примерно 50 см, располагая их равномерно до конца ленты. Если остается не захваченным в зубцы конец ленты, тянущейся по полу или по воздуху, это считается ошибкой в выполнении змейки.

Вертикальные змейки по воздуху. Здесь большую роль играет положение палочки: она должна быть все время как бы продолжением руки. При поднимании палочки вертикально вверх лента наматывается на нее.

Горизонтальная змейка за головой (см. рис. 8) выполняется с продвижением вперед в шаге, на беге, на танцевальных шагах.

И.п. – рука с лентой поднята, ладонь вверх. Шагая вперед, выполнить горизонтальную змейку отведением и приведением кисти влево и вправо.

Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. Быстрота движения в локтевом суставе возможна лишь при отсутствии в нем чрезмерного напряжения. В вертикальной спирали (см. рис. 9) витки лентой располагаются вертикально, палочка – горизонтально. Вгоризонтальной (см. рис. 10) спирали наоборот: палочка находится вертикально, а витки ленты – горизонтально. Начинать обучение следует со спиралей на полу, добиваясь равной величины и частоты витков. Направление их движения может быть как по часовой стрелке, так и против нее.

Восьмерки бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. Вертикальные восьмерки используются крайне редко.

Восьмерки выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной восьмерки в боковой плоскости круги располагаются спереди и сзади по отношению к телу.

а) Большие горизонтальные восьмерки в лицевой плоскости показаны на рис. 11.

б) Средние вертикальные восьмерки в лицевой плоскости выполняются с касанием пола и по воздуху (см. рис. 12).

Читать еще:  Комплекс утренней гимнастики картинки

в) Малая вертикальная восьмерка в лицевой плоскости выполняется аналогичным способом, но радиус движения уменьшается, так как движение выполняется только в лучезапястном суставе.

Гимнастика

Художественная гимнастика с лентой

Вьющаяся лента на соревнованиях по художественной гимнастике — пожалуй визитная карточка в этом спорте. Возможно, это не самый сложный раздел гимнастики, но точно самый красивый. Сложное соединение пластики, танца, даже мимики лица, в согласовании с музыкой и свободными передвижениями делают художественную гимнастику занятием, которому нужно обучаться много лет. Координация движений должна учитывать произвольные движения гимнастки и управление предметом — булавой, мячом, обручем, скакалкой или же лентой, в которой палочка и длинный матерчатый шлейф двигаются независимо.

Характеристика аксессуара

Лента состоит из деревянной или пластиковой палочки длиной от 50 до 60 сантиметров. В последнее время чаще применяются пластик, часто как вариант материала для изготовления палочки используется оргстекло. Цвет палочки не имеет значения, его подбирают под костюм гимнастки.

Лента изготовляется из атласа и имеет длину от пяти до шести метров, в зависимости от возраста гимнастки. Ленточки могут быть одного цвета, а также многоцветные, дизайн может выбрать спортсменка на свое усмотрение.

Еще один элемент ленты, который незаметен — это карабин из металла, который соединяет ленту и палочку. Он нужен для того, чтобы лента свободно вращалась. Карабин должен выдерживать серьезные нагрузки, были случаи, когда этот металлический элемент ломался даже на международных соревнованиях.

Международная федерация гимнастики установила общие правила, согласно которых спортсменка, выполняя упражнения с лентой, делает повороты, вращательные движения и прыжки, а лента движется большими и маленькими кругами, змейками, гребнями, спиралями, также палочкой делаются броски и отбивы.

Требования к выступлениям

Упражнения в художественной гимнастике соответствуют женской натуре — они плавные, мягкие, исполняются в виде выразительного динамического танца под музыку. Упражнения связаны разными волнообразными движениями, взмахами, поэтому танцевальное выступление длится без остановок и фиксирующих заминок. В движении учитываются изменения темпа, скорости, амплитуды и ритма, контролируется сила и направление движения, эмоциональная окраска, поэтому для легкого, воздушного исполнения нужны серьезные тренировки.

Композицию составляет хореограф, он должен прорисовать схему движения спортсменки по ковру и четко представить какие движения выполняются циклично, а какие — без ситуативных повторений. Танец состоит из движений разных направлений, задействована акробатика, элементы спортивной гимнастики, бальных танцев (полька, вальс), элементы русских народных танцев и других спортивных и танцевальных направлений. У спортсменки должна выработаться гибкость, прыгучесть, память на движения, музыкальный слух и чувство ритма. Физические свойства спортсменки — красивая осанка, растяжка, красивая походка, изящные движения, сила мышц.

Элементами выступления на ковре являются:

  • шаг (бывает мягким, высоким, острым, широким, перекатным, пружынным);
  • бег (бывет высоким, широким, острым, по аналогии с шагом, но в более интенсивном темпе);
  • пружинные гимнастические движения;
  • волнообразные движения в суставах и «волны» руками, туловищем;
  • махи ногой, рукой, туловище при махах может наклонятся в стороны и делать повороты;
  • взмахи похожие на волну, но делаются с неравномерной скоростью, которая уменьшается к концу трюка;
  • также в художественной гимнастики среди упражнений важное место занимают равновесия, которые бывают динамическим и статическими (в статике бывают горизонтальными и вертикальными);
  • повороты могут совершаться как на одной, так и двух ногах, на двух делаются переступанием или перекрещиванием на 180 или 360 градусов, а на одной — делятся на разноименные (в противоположную ноге сторону) и одноименные (в ту сторону, с которой нога);
  • прыжки совершаются с помощью толчка одной (перекидной, скачком, и так далее) или двух ног (с согнутыми ногами, выпрямившись и другие разновидности).
Читать еще:  Гимнастика для всего тела в домашних условиях

Теоретическая подготовка

В художественной гимнастике спортивные аксессуары в ходе упражнений делают перемещения и вращения — причем они могут находиться в руках у спортсменки, а также пребывать в свободном полете.

Относительно вращательных движений в воздухе, нужно учесть, что вращательный центр проходит через центр тяжести или массы, а траектория зависит от движения, которым совершается бросок в воздух. Важной динамической характеристикой является инерционный момент, который состоит в сопротивлении вращательным движениям благодаря своему весу.

Спортсменка должна не только бросить предмет и рассчитать время падения относительно высоты, но и место падения. Вот здесь физические свойства подброшенного объекта состоят в том, что он движется по параболической траектории, которая зависит от силы броска и угла относительно ровной поверхности, под которым этот предмет брошен. Форма параболы зависит от вектора начальной скорости, который проще говоря является направлением скорости в момент, когда снаряд оторвался от руки.

Конечно, никакая спортсменка не будет бегать по ковру и просчитывать траекторию с помощью формул и калькулятора — но с практикой голова сама будет считать время полета и траекторию, а на начальном этапе нужно учесть, что чем меньший угол полета и больше сила броска — тем дальше приземлится снаряд. А время полета можно определить, посчитав в уме возможную высоту полета.

Спортсменка во время нахождения снаряда в воздухе должна не только совершать трюки и движения связок между упражнениями, но и перемещаться вслед за брошенным предметом со скоростью, равной горизонтальной скорости передвижения снаряда. Фактически выступления с предметами — это полноценное жонглирование, усложненные передвижениями тела с разными упражнениями, это требует непростых просчетов. Такие просчеты еще больше усложняют художественную гимнастику и делают из нее зрелищные выступления, не менее интересные, чем цирковые номера и не менее красивые, чем соревнования по бальным танцам.

Техника

Для работы с лентой нужно иметь тренированные руки, особенно кисти. Двигаться придется одновременно корпусом и рукой, а также делать резкие движения с малой амплитудой рукой без движения туловищем. Игра лентой похожа на рисование в воздухе, оно базируется на инертности ленты в полете и таким образом, длинный шлейф остается в воздухе. А если сочетать движение палочки и сложные трюки, получается сильная нагрузка на организм и нервную систему, таким образом физическое воздействие на гимнастку значительно увеличивается.

Во время выполнения упражнений лента движется восьмеркой, кругами, бросками и спиралями. Чтобы делать такие движения, нужно правильно держать палочку — она должна быть свободно взята (так чтобы она без усилий могла быть вытянутой) большим и указательным пальцем и поддерживаться средним. Конец должен слегка касаться ладони возле большого пальца. Все упражнения, кроме бросков, могут быть использованы не только в спортивных школах, но и на уроках физкультуры, хореографических школах.

В отличие от других снарядов, лента должна постоянно пребывать в движении, чтобы быть расправленной, в идеале конец ленты не должен касаться спортсменки. Если делать круги и махи медленно, без динамики, материя становится неуправляемой. Но если делать быстро и не продумано, она может даже завязаться в узел. Чтобы аксессуаром можно было легче управлять, ленту на расстоянии один метр от палочки дополняют еще одним слоем материи, а также покрывают крахмалом, делая таким образом эту часть тяжелее и менее эластичной.

Маховые упражнения в художественной гимнастике бывают горизонтальными, вертикальными и также делаются в боковых плоскостях. Упражнения с кругами делаются выпрямленной рукой, которая стремится вверх, так можно избежать касание ленты тела, что в художественной гимнастике наказывается штрафными баллами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector