Amds-food.ru

Здоровый образ Жизни
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорная диета при аутизме

Профилактика истерик: как перехитрить взрывное поведение у человека с аутизмом

Истерики очень часто встречаются у людей с аутизмом. В самом деле, чаще всего родители и педагоги задают следующий вопрос: «Что мне делать, если у ребенка истерика?»

Когда истерика уже началась, то наилучшая реакция — гарантировать безопасность всех присутствующих. Важно знать, что взрывное поведение не было запланировано, что очень часто его провоцируют скрытые и неожиданные факторы. Когда такое поведение уже началось, то больно всем присутствующим, в первую очередь, ребенку.

Стадии взрывного поведения

Так что собой представляет взрывное поведение? В моей книге «Как перехитрить взрывное поведение: визуальная система поддержки и вмешательство для людей в спектре аутизма» (Endow, 2009) взрывное поведение определяется как имеющее четыре четко определенные стадии, за которыми следует столь же однозначный период восстановления. Кроме того, непосредственно перед взрывом срабатывает физиологический механизм бежать/сражаться.

Согласно этой модели, четыре стадии взрывного поведения являются одинаковыми для любого опыта взрывного поведения, и их можно описать как поезд с четырьмя вагонами, которые называются: Начало, Накопление пара, Точка невозвращения и Взрыв. Основная идея состоит в том, чтобы не дать новому вагону присоединиться к предыдущему, потому что если это произойдет, то поезд сойдет с рельс и последует взрыв.

Если начать с конца, то Взрыв — это стадия, когда поведение, связанное с истерикой, становится очевидным. Непосредственно перед этим идет стадия Точка невозвращения, название которой следует понимать дословно — предотвратить истерику уже невозможно, потому что на этой стадии запускается механизм бежать/сражаться. На этой стадии наблюдается расширение зрачков, учащение дыхания и сердцебиения. Физиологически организм начинает вести себя так, как будто сама наша жизнь находится под угрозой, и он начинает реагировать соответствующим образом: мы сражаемся за свою жизнь. Как только вы наблюдаете поведение, которое у вашего ребенка соответствует Точке невозвращения, то вы знаете, что скоро последует Взрыв, и единственное, что вы можете сделать — как можно скорее создать и поддерживать безопасную обстановку.

Повлиять на взрывное поведение можно только до того, как оно появилось. На стадии Начала уже заметны легкие проявления такого повдения. На стадии Накопления пара проявления становятся более очевидными. И хотя вы можете успешно вмешаться на этих стадиях, самая эффективная стратегия — проактивная профилактика взрывного поведения еще до самых первых стадий.

Стратегии профилактики истерики еще до начала

Для профилактики начала первой стадии истерики, как правило, наиболее эффективна индивидуальная сместь трех основных методов поддержки. Эти три основных метода поддержки включают: проактивное применение сенсорной диеты для оптимальной сенсорной регуляции, визуальную поддержку и управление слишком сильными эмоциями (Endow, 2010).

Читать еще:  Диета офигенная 14 дней

Люди с аутизмом обычно обладают сенсорными системами, которые неспособны регулироваться автоматически, вместо этого они должны научиться осознанной саморегуляции. Наиболее часто этого можно добиться с помощью введения специальной сенсорной диеты. Сенсорная диета для человека с аутизмом — это то же самое, что инсулин для человека с диабетом. Легко понять, что у человека с диабетом поджелудочная железа неспособна эффективно регулировать уровень инсулина. Мы можем измерить уровень сахара в крови, узнать, каково текущее состояние, и, таким образом, определить, сколько инсулина необходимо человеку.

Сенсорная диета

К сожалению, медицина пока не может взять образец крови, чтобы определить сенсорную дисрегуляцию. Тем не менее, мы можем примерно определить, в чем возникают проблемы, и ввести сенсорную диету для профилактики дисрегуляции. Точно так же как инсулин предотвращает серьезные последствия для диабетика, сенсорная диета предотвращает серьезные проблемы для человека с расстройством аутистического спектра.

Как взрослый человек с аутизмом, я каждый день посвящаю время занятиям по сенсорной интеграции, которые позволяют мне хорошо функционировать в повседневной жизни. Регулярная и активно применяемая сенсорная диета позволяет изначально предотвратить стадию Начала взрывного поведения (Brack, 2004).

Визуальная поддержка

Другой критически важный фактор поддержки, который нужно использовать заранее — это визуальная поддержка. Как аутистка, я могу сказать вам, что старая поговорка: «Картина говорит больше тысячи слов», это сущая истина. Хотя опыт каждого человека с аутизмом уникален, для большинства из нас восприятие устной и письменной речи не является «родным языком».

Я могу совсем не воспринимать смысл произносимых слов, если я нахожусь в состоянии стресса, моя сенсорная система не отрегулирована, либо я ощущаю слишком сильные эмоции. Визуальная поддержка — это все, что показывает нечто наглядно, вместо того, чтобы говорить. Для многих людей с аутизмом эффективны так называемые визуальные расписания. (Подробнее о визуальных расписаниях можно прочитать в статье «Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом?»).

Наглядная демонстрация начала и конца событий в визуальном расписании облегчает переход от одной деятельности к другой, и, тем самым, предотвращает истерику. Для того чтобы быть эффективной визуальная поддержка должна использоваться систематически и проактивно, не надо доставать визуальные подсказки, только когда негативное поведение уже началось. (Также смотрите статью «Когда нужно использовать визуальную поддержку при аутизме?»).

Управление своими эмоциями

Третья область, в которой многим людям с аутизмом нужна проактивная поддержка — это управление своими эмоциями. Наиболее часто ощущаемые эмоции слишком сильные для данной ситуации. Вот пример из моей жизни: когда оказывается, что в продуктовом магазине нет какого-то конкретного товара, то я испытываю автоматическую реакцию близкую к тому ужасу, который я почувствовала, узнав о теракте одиннадцатого сентября. Умом я понимаю, что эти две ситуации нельзя даже сравнивать, но в то же время эта автоматическая реакция существует, и мне нужно осознанно доработать эти сильные чувства до чего-то сносного прямо в этой ситуации. Управление эмоциями — это навык, который не приходит сам, ему нужно обучать продолжительное время с помощью систематических инструкций и визуальной поддержки, например «Потрясающей пятибалльной шкалы» (Buron & Curtis, 2004). (Подробнее о применении метода пятибалльной шкалы можно узнать в статье «Как можно улучшить эмоциональную регуляцию ребенка с аутизмом?»).

Читать еще:  Диета для двоих

Хорошие новости в том, что на взрывное поведение можно повлиять. При наличии проактивной поддержки можно перехитрить взрывное поведение, чтобы люди с аутизмом могли вести осмысленную и плодотворную жизнь.

Ссылки

Brack, J.C. (2004). Learn to Move, Move to Learn! Sensorimotor Early Childhood Activity Themes. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Buron, K.D., & Curtis, M. (2004). The Incredible 5-Point Scale. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2009). Outsmarting Explosive Behavior: A Visual System of Support and Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2010). Practical Strategies for Stabilizing Students With Classic Autism: Getting to Go. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Особые переводы

Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка

Пять способов наладить сенсорную диету для вашего ребенка

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Налаживание эффективной сенсорной диеты – непростое испытание, но для ребенка с нарушением обработки сенсорной информации наладить сенсорную диету – значит помочь ему чувствовать себя в своей тарелке в любой ситуации, показать, что день в школе может быть приятным, а семейный пикник не обязательно должен закончиться слезами и ссорой. Как всегда, я настаиваю на том, чтобы разработка домашней программы реабилитации шла под контролем профессионального эрготерапевта, обладающего глубокими знаниями в области течения и регуляции сенсорных процессов в организме ребенка.

  1. Станьте детективом.
    Каждый ребенок уникален и реакция на приток сенсорных импульсов всегда индивидуальна. Так, например прыжки на мяче одному ребенку помогут собраться и взять себя в руки, а другого наоборот «заведет» и вызовет взрыв нежелательного поведения. Понаблюдайте, как реагирует ваш ребенок на разные занятия, и в выборе сенсорной стимуляции руководствуйтесь его реакцией. Кроме того, помните, то, что сработало сегодня, не обязательно понравится ребенку завтра. Реакция на приток сенсорных импульсов, сенсорный «вход», зависит от множества факторов: от того, как хорошо ребенок выспался, что он ел, здоров ли он и т.д.
  2. Пользуйтесь выбранной стратегией сенсорного вмешательства с умом. Тщательно проанализируйте выбранную разновидность сенсорного «входа», то, в какой форме он предоставляется и какое воздействие оказывает выбранная деятельность на ребенка. Если в выбранной игре основная нагрузка приходится на вестибулярный аппарат, а среди движений преобладают прыжки и кружение, то, как правило, такие игры действуют на организм возбуждающе. Приток сенсорных импульсов при таких занятиях будет настолько сильным, что просто необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать их поступление, чтобы не допустить случайной перегрузки нервной системы. Линейный вестибулярный сигнал, который вызывают разнообразные раскачивания, как правило, помогают собраться. Надавливания и силовые нагрузки помогают ребенку собраться, особенно после энергичных игр и упражнений. Разнообразные оральные стимуляции, такие как выдувание воздуха, или посасывание разных предметов, могут постепенно помочь успокоиться.
  3. Изучите область интересов вашего ребенка. Используйте интересы ребенка, чтобы сделать сенсорные упражнения более увлекательными. Родители часто жалуются, что дети неохотно занимаются предложенными в рамках сенсорной диеты упражнениями. Подключите к процессу фантазию. В этом году один мальчик начал с удовольствием ходить на занятия, после того как мы переименовали их в «Тренинг молодого джедая», и все упражнения строились вокруг навыков, необходимых для того, чтобы стать джедаем. В другой раз нам пришлось изобразить в реальности, прямо в клинике, несколько раундов компьютерной игры Angry Birds. Дети выстроили стены из картонных блоков, водрузили наверх подушки, и в этих декорациях затем развернулась сенсомоторная игра.
  4. Будьте последовательны. Сделайте соблюдение сенсорной диеты неотъемлемой частью вашей жизни. Система визуального планирования, напр. SticK >Может показаться, что соблюдение сенсорной диеты требует больших усилий, но и отдача при этом весьма велика. Если ваш ребенок научится регулировать свое состояние, это пойдет на пользу и ему, и все вашей семье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector